четверг, 7 февраля 2013 г.

плагины искусственный бэк вокал

Рис. 1. Окно проекта с загруженным файлом мелодии

Будем считать, что работа в Melodyne начинается с загрузки заранее подготовленного файла командой File > Open. Как только вы это сделаете, откроется окно проекта (аранжировки), представленное на рис. 1. Фактически это мультитрековый редактор. Причем сигналограмма файла загруженной мелодии окажется на треке 1. Если той же командой загрузить еще один файл, то будет открыто еще одно окно проекта. А вот для того, чтобы на второй трек окна открытого проекта поместить, например, запись аккомпанемента, соответствующий файл нужно открывать командой File > Add Melody.

После запуска программы открывается главное окно, удивляющее своей пустотой: в нем нет ничего кроме главного меню: File, Edit, View, Navigation, Midi, Window и ? (Help).

Да была ли мелодия?

Звук должен быть записан насколько возможно "сухим" (желательно выполнять запись в заглушенном помещении). Дело в том, что естественная реверберация может создать эффект полифонического звучания даже единственного голоса. Разумеется, применять эффекты наподобие реверберации, хоруса и дилэя к звуковым данным, которые только еще предстоит обработать Melodyne, нельзя. А вот что можно и даже нужно предварительно сделать, так это избавиться от шума в паузах и явных огрехов, допущенных во время исполнения партии (типа покашливания, шелеста). Если не позаботиться об этом, то в дальнейшем возникнут неточности в определении границ отдельных звуков и будут наблюдаться случаи ложного обнаружения нот.

Правда, на параллельных треках в Melodyne наряду с обрабатываемой мелодической партией могут располагаться еще несколько одноголосных партий или сведенный в один трек многоголосный аккомпанемент. В последнем случае работать с мелодией, конечно, удобнее.

Объектом применения Melodyne является одноголосная партия. Сведенные полифонические композиции не обрабатываются, так как в аккордах очень трудно распознать высоту тона определенного голоса. На такой подвиг компьютерные программы пока не способны.

Звуковой файл, содержащий редактируемую мелодию, вы можете записать и непосредственно в Melodyne, но лучше сделать это в каком-либо другом редакторе, сохранить файл в формате WAV и затем открыть его в Melodyne. Дело в том, что в Melodyne, во-первых, нет необходимых средств подготовки звука к распознаванию мелодии (в частности, не реализованы процедуры шумоподавления). Во-вторых, здесь не очень удобные, грубые измерители (точнее даже - индикаторы) уровня сигнала. Поэтому оптимальный уровень подобрать трудно, следовательно, высока вероятность возникновения перегрузки, а, значит, и искажений.

А как обстоит дело, если в качестве инструмента редактирования мелодии выбрана программа Melodyne? Прежде всего, Melodyne берет на себя самые трудоемкие из перечисленных операций. А то, что программа не в состоянии выполнить автоматически, она, конечно, оставляет на долю пользователя, но при этом оказывает ему всевозможную помощь. Попробуем разобраться в этом разделении творческого и рутинного труда.

Представьте себе, что вы работаете с записанной мелодией в универсальном звуковом редакторе, например, в том же Adobe Audition. Мощнейшая программа, но и она не способна избавить вас от мучительного труда. Первым делом вам нужно будет разделить мелодию на элементарные фрагменты: визуально по сигналограмме и на слух определить положение границ между отдельными нотами (слогами в песне и звуками в инструментальной партии). Перед нарезкой фрагментов нужно уточнить положение точек деления, переместив их в те позиции, в которых звуковая волна пересекает нулевой уровень. Если не сделать этого, то в разрезанной и отредактированной фонограмме появятся щелчки. Затем следует на слух оценить, правильна ли высота тона каждого из элементов, и в случае необходимости сдвинуть ее на некоторое количество полутонов и центов (сотых долей полутона) вверх или вниз. И, наконец, придется подстроить положение фрагментов мелодии во времени. Работа ручная, кропотливая, длительная. Такая технология при всей ее развитости и сложности позволяет исправить не все типы погрешностей исполнения.

В мелодии можно выделить два аспекта: звуковысотное положение элементов мелодии и ее ритмическая структуру, т. е. темп исполнения и порядок чередование звуков и пауз определенной длительности. И все это может быть предметом компьютерного редактирования.

Мелодия, как известно, исполняется либо на музыкальном инструменте, либо голосом певца. В любом случае исполнение редко бывает идеальным. И вокалист, и инструменталист могут не совсем точно интонировать (попросту говоря, могут фальшивить), не вовремя начинать и завершать исполнение нот. Особенно серьезной эта проблема стала в эпоху компьютерной работы с музыкой, когда в творческий процесс включились и такие люди, которые не умеют не только петь, но и играть в реальном времени хотя бы на части из тех музыкальных инструментов, что стали широкодоступными в виде виртуальных аналогов.

Отличительная особенность Melodyne заключается в том, что программа максимально приспособлена для решения двух основных задач - редактирования мелодии и создания мелодии на основе нескольких заранее записанных произвольных базовых звуков (в пределе - на основе единственного звука). В самом названии программы содержится намек на то, что она является инструментом для работы именно с мелодией.

Ничего необычного в перечисленных возможностях нет. На такое способны и универсальные звуковые редакторы (например, Adobe Audition, см. статьи "Магия ПК" и книгу "Adobe Audition. Обработка звука для цифрового видео"), и виртуальные студии (см. статьи "Магия ПК"), особенно если дополнить их высококачественными эффектами (см. книгу "Профессиональные плагины для SONAR и Cubase", издательство "БХВ-Петербург", 2003). В частности, практически в любой программе для работы со звуком пользователю доступны функции pitch shift (сдвиг высоты тона) и time stretch (масштабирование во времени фрагментов фонограммы).

Программа Melodyne разработана немецкой компанией Celemony Software GmbH ( ). По существу Melodyne представляет собой специализированный звуковой редактор. В нем, как и в других редакторах, записанный звук отображается в виде сигналограмм (волновых форм). Сигналограммы (а значит, и соответствующие им звуковые данные) можно разрезать, удалять, копировать, переносить с места на место, монтируя их последовательно на одном треке или параллельно на нескольких треках. А еще можно изменять высоту тона всей партии или отдельных ее фрагментов, а также изменять продолжительность звуковых событий, растягивая или сжимая их во времени.

Возможно, вы слышали примерно такую байку. Идет сеанс записи в студии. У музыкантов работа не клеится. Не попадают в ноты, не вовремя вступают… В конце концов звукорежиссер восклицает: "Сыграйте хроматическую гамму, а остальное я сам смонтирую". Есть и другой вариант этой же истории: записывается горе-певец, и дело кончается тем, что его просят озвучить в микрофон по отдельности все буквы алфавита…Еще несколько лет назад это можно было бы считать всего лишь профессиональным анекдотом, в котором воспевалось мастерство работников студий и, конечно, существенно преувеличивались их возможности. Однако прогресс не стоит на месте. Теперь не только специалистам, но и любителям доступны программы, способные и подправить фальшиво взятые ноты, и создать композицию любой сложности из единственного сыгранного, спетого или даже просто произнесенного звука. Сегодня мы хотим познакомить вас с одной из наиболее интересных программ подобного назначения, возможно, даже лучшей из них.

Melodyne: Мелодия из ничего

     |       |    

ОпросКакой музыкальный жанр Вы предпочитаете?PopRockRapJazzBlues/SoulFunkAlternativeдругой

Музыкальная студия "R@ZoR records"

Комментариев нет:

Отправить комментарий